— А если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет, — так говорит профессор Преображенский своему другу доктору Борменталю в романе Булгакова «Собачье сердце».
— Так ведь других нет?
— Вот никаких и не читайте.

В наши дни, к счастью, у нас есть масса вариантов: что читать, что смотреть, что слушать. Мы свободны выбирать точку зрения, тему, которая нам интересна, форму ее подачи. А в чем же состоит наш выбор, что вызывает наш интерес?

По виду своей деятельности мне все чаще приходится анализировать содержание видеоматериалов, которые сегодня бурным потоком вливаются в наше с вами сознание.
Так называемый «видеоконтент» становится сильным инструментов формирования мнений, убеждений, мировоззрения и образа мыслей. Это вполне объяснимо, наш мозг устроен так, чтобы искать легкие пути, здесь нет никакой катастрофы. Видео – самый легкий способ подачи и восприятия информации.

В этом ключе меня больше волнует другой вопрос – снижение способности мыслить образно (как при чтении, например) и снижение способности мыслить критически, то есть воспринимать информацию аналитически. В первом случае это определенно вопрос выбора: стоит сказать, что множество успешных людей читают несколько книг в неделю, беседы с образованными, эрудированными людьми полезны и интересны.

KuchinskiTV

Критическое же мышление, способность фильтровать информацию, анализировать её – это, скорее, вопрос воли и гибкости ума. Похоже, что все очень индивидуально, но попробуем копнуть глубже: а что мы смотрим и что анализируем, и почему так происходит?

Мое мнение таково, что «информационный век» породил «век эмоционального голода».
Чем же мы утоляем этот голод, какой информацией себя кормим? Посмотрите на рекомендационный лист в Youtube или ленту друзей на Facebook или других социальных сетях – и вы ответите для себя на этот вопрос. В Интернет – это «котики», «приколы», «экстрим» — смешной контент. Все любят смеяться. В кино самые популярные жанры – комедия и хоррор. На ТВ – кровь, война, террор, кризис.

Знаете, есть такая шутка: «Белая акула чувствует каплю крови на расстоянии пятидесяти километров. Среди людей такой способностью обладают только журналисты канала ***». На поверхности вопрос – откуда у «чернушно-кровавого» содержания такая большая аудитория?

Content

Мой хороший друг, практикующий психолог Денис Букин выделил три основных причины жажды негативных эмоций. Итак, «зачем мы смотрим злые картинки»?

1. Сравнение. На фоне плохих новостей наша жизнь не так уж и плоха, это ведь где-то там плохо, у нас ещё ничего.
2. Дефицит адреналина. Чтобы испытать возбуждение, которого нет в обыденной жизни. Организм бурно реагирует на любую опасность, так устроено эволюционно, вопрос выживания ведь. А чернуха воспринимается как опасность. Все системы активизируются, гормоны вырабатываются, в том числе гормоны обезболивающие и тонизирующие – чтобы быть быстрее и сильнее и чтобы пережить возможные ранения. Мозг получает дозу удовольствия.
3. Избавление от негатива. Чтобы сбросить бессознательную агрессию. Общество не позволяет легально выражать агрессию, все связаны этикетом, и в спорт идут не все. Агрессия и раздражение накапливаются, и люди переносят их в плохие новости. Что-то в мире произошло – зрители бессознательно связывают эти события с собой, со своей агрессией, и напряжение уходит.

Efir

То есть, на первый взгляд, катастрофы и здесь нет. Организм ищет способ восполнить дефицит положительных и отрицательных эмоций самым простым способом – получая их зрительно, находясь в безопасности. Это наиболее эффективный путь для нашего мозга.

И здесь нужно вернуться к вопросу воли.

Находясь в состоянии информационного гиперкомфорта, мы забываем о реальности, перестаем думать, перестаем делать (!), а только кормим себя наиболее сильными эмоциями. Если всегда кушать конфеты и шашлык, можно потерять здоровье, нужно помнить и о каше с фруктами. Наше эмоциональное здоровье тоже в наших руках.

Если уж мы говорим о видео, то в нашей воле выбирать, что смотреть – образовательное видео, новости культуры, науки, религии, социальные достижения или «треш и угар».
В русскоязычном Youtube я бы выделил проект Елены Рассохиной «Неновости», где все чаще и чаще в развлекательной форме подаются инновационные достижения, научные открытия, забавные события из разных уголков мира, что называется, простым человеческим языком и долей юмора.

Лично моя сфера работы – это освещение традиций и быта, культурных и социально значимых событий в жизни мусульман России и мира. Наша команда делает контент без шокирующих заголовков, оставаясь интересным зрителю. Но я очень рад, что мы такие не одни. И если вам интересно, кто такие мусульмане, чем живет настоящая исламская общественность, кто эти бородатые люди, которые живут в вашем городе, то я знаю (а я знаю далеко не всё) четыре канала на Youtube, которые сами создают контент и предоставят вам эту информацию: Islam Life, nur.TV, Шура мусульман, Умма 13.

Включите волю и мысль — решите для себя, что вам важно сегодня. Что узнавать самим и чем делиться с друзьями. Если вы хотите смотреть видео, смотрите то, что обеспечит вам рост – личностный, экономический, интеллектуальный, духовный. Ну, и не забывайте баловать себя «шашлыком и конфетами».

Равиль Алтынбаев, IslamLife.ru

В статье использованы иллюстрации польского художника Павла Кучински.