Мечеть Аль Марджани — мир духовности, гармонии и спокойствия

ISLAMLIFE любит путешествовать. Именно поэтому одним прекрасным ранним утром мы отправились в столицу Татарстана — Казань. Прогуливаясь вдоль театра им. Камала нашему взору открылась панорама на озеро Нижний Кабан, у берегов которого среди цветных, словно из сказки, деревенских домиков Старо-Татарской слободы величественно возвышается минарет мечети Аль Марджани.

al-Marjani

Названа мечеть в честь величайшего богослова и имама Шигабутдина Марджани, служившего в ней в 1850-1889 гг. Долгое время она называлась Юнусовской по династии купцов Юнусовых, которые жертвовали средства на содержание мечети. Однако первоначальное название мусульманского храма — мечеть Эфенди. Она же стала первой в Казани каменной мечеть и гордо носила звание — «Соборная».

Строительство мечети с более чем двухвековой историей началось в далеком 1766 году по личному разрешению самой Екатерины II. Строили мусульманский храм на деньги прихожан. Всего на строительство собрали 5000 рублей.

Сам Марджани писал о мечети, которая позже стала носить его имя, с особенным трепетом, не забывая перечислять имена всех, кто помог возведению и реставрации мусульманского храма в разные периоды ее, тогда еще, вековой истории:

«Когда в 1766 году императрица Катерина прибыла в Казань, мусульмане обратились к ней с просьбой о строительстве мечети. Царица удовлетворила их просьбу. После этого начался сбор необходимых материалов и само строительство. Место, где стоит эта первая соборная мечеть, прилежало к домам муллы Абубакира сына Ибрагима, сына Якуба, …Муртазы сына Юсуфа Каныша и муэдзина Исхака сына Ибрагима. Эта мечеть строилась на средства не одного только человека, на ее возведение пошло 5000 рублей, собранных с 62 человек. Люди, начавшие строительство и приложившие много сил для возведения мечети — это мулла Габдрашит сын Юсуфа из Каргалы, мулла Абубакир сын Ибрагима, Муртаза сын Юсуфа сына Каныша, Ибрагим сын Ядкара сына Нияза и другие. Мулла Габдрашит с целью сбора средств на строительство доезжал до самой Астрахани… Хотя первая мечеть вначале и построилась на средства многих людей, по прошествии времени ее по мере необходимости ремонтировали и достраивали на свои средства и по своей воле отдельные люди. В самом начале крыша мечети была крыта дранкой, и в 1795 году Габид сын Габдельбакыя в сообществе еще с одним человеком покрыл мечеть пилеными досками. После пожара 1797 года они вновь перекрыли мечеть. В 1833 году Губайдулла сын Мухаммедрахима покрыл крышу мечети жестью. В 1860 году его сын Ибрагим окружил мечеть каменной оградой взамен существовавшей до сих пор деревянной решетчатой ограды. В 1863 году, когда михраб был перемещен несколько к востоку, мечеть расширили, увеличили и проделали в ней окно… В 1885 году усилиями хаджи Зайнуллы сына Усмана был укреплен минарет и пристроено еще одно здание. В 1887 году переехавший из деревни Атау хаджи Валиулла сын Гыйзатуллы сына Тухватуллы и уроженец села Кушлавыч Мифтахутдин сын Валишаха, собрав 250 рублей, окружили площадку для провозглашения азана на минарете железным балконом…»

Из воспоминаний Ш. Марджани.

minbar

Мечеть построена в традициях татарской средневековой архитектуры с минаретом на крыше и элементами провинциального барокко. По сей день доподлинно неизвестно, кто же был архитектором первой каменной казанской мечети, однако ряд историков предполагает, что мусульманский храм возводили по проекту В. И. Кафтырева.

Стоит отметить, что мечеть неоднократно реставрировали и благоустраивали. Так, в 1861 году на средства И. Г. Юнусова с северной стороны был сделан пристрой с лестницей. В 1885 году на средства купца З. Усманова был перестроен минарет, уже в 1887 году его украсили ажурной оградой на средства купцов В. Гизетуллина и М. Валишина.

13

Несмотря на ряд изменений, само здание и в наши дни будто пропитано великой историей и силой веры. Внутри мечети царит совершенно невероятная атмосфера. Здесь поражает буквально все: деревянная лестница со старинными балясинами, тяжелые арочные двери с арабской вязью на фрамуге, очаровывающая точностью и глубиной рисунка лепнина в татарском стиле, искусно вырезанные узоры на минбаре, национальный орнамент на плитках, изысканные и старинные люстры.

al Mardjanial-Margani1

Оказавшись в небольших, но невероятно уютных и теплых залах, создается некое ощущение, что ты дома….дома у Всевышнего. И ничто не нарушит это состояние гармонии, физического и душевного спокойствия. Здесь будто время замедляет свой ход. И вглядываясь на улочки Старо-Татарской слободы сквозь арчатые окна мечети, под звучание благословенного азана перед глазами будто пролетают страницы прошлого: вот не спеша, поправляя свои тюбетеечки и платки, идут на молитву совсем еще юные мусульмане и уважаемые старцы. В миг картина меняется, и еле слышны молитвы за души репрессированных имамов. А там в углу мать тихонечко молится за сына, который только-только окончив 10 классов, отправился на фронт. Еще мгновенье и мы видим молодую невесту, робко улыбающуюся своему супругу после никяха. Открывая глаза, неожиданно сталкиваемся с улыбкой младенца, сегодня его нарекли красивым и благим именем.

За все более 200 лет своего существования мечеть Аль Марджани не закрывала свои двери ни на минуту. Это удивительное место, где вершится история и сплетаются, порой непростые, судьбы разных поколений.

Диляра Багаутдинова для IslamLife